По поводу общения с правоохранительными органами.
К Вам могут прийти из полиции, прокуратуры, следственного комитета (хотя эти вряд ли).
В своей работе они руководствуются: Уголовным Процессуальным Кодексом, Законом «О полиции», законом «О прокуратуре»
Данные нормы содержат данные о необходимости выполнения требований полиции и прокуратуры предоставлять информацию, давать пояснения и т.д.
Очень часто они выполняют "заказ" и работают без регистрации дела. Выпишите номер дела, фамилию и должность прокурорского работника, дату начала дела, дату допроса.
При начале разговора требуйте составления протокола, следите за тем, чтобы ВСЕ пункты протокола заполнялись по мере продвижения допроса. Не соглашайтесь на "заполню" потом - напишут такое....
- Если к Вам в офис, домой или на улице пришли люди, назвавшиеся сотрудниками органов, не стесняйтесь спросить у них ФИО, должность и звание, ЗАПИШИТЕ данные.
Включите диктофон. Запись производите открыто, предупредив об этом проверяющих.
· Потребуйте объяснения причин проверки. Попросите проверяющих показать удостоверения личности на расстоянии, доступном для чтения.
· Переписать данные удостоверений (сделать светокопию), название органа, выдавшего удостоверение, и срок, до которого оно действует. Если просрочен срок действия удостоверения – предложить проверяющему покинуть помещение.
· попросить предъявить соответствующее предписание (постановление, распоряжение) на проведение требуемых действий.
· переписать (сделать копию) предписания (постановления, распоряжения) (регистрационный №, дату, кем подписано, содержательную часть).
· Сравнить Ф.И.О проверяющих из удостоверений с данными, указанными в постановлении.
· узнать телефон соответствующего контролирующего органа, позвонить туда (руководителю, в канцелярию), уточнить работают ли там «проверяющие», подписывались ли начальником соответствующее предписание, зарегистрировано ли предписание «журнале учета» .
· Если оказалось, что «проверяющие» не работают в соответствующем контролирующем органе или предписание (постановление/, распоряжение) не выдавалось, не зарегистрировано необходимо вызвать полицию и потребовать принять к «проверяющим» предусмотренные законом меры (присвоение полномочий должностного лица ст. 288 УК РФ)
Если отказываются давать данные смело, отказывайтесь разговаривать.
- Если у Вас просят предоставить документы. Попросите предоставить Вам письменное требование, которое должно быть МОТИВИРОВАННЫМ, иметь данные о возбужденном деле, проверке, содержать четкий перечень того, что они хотят получить и почему. Не надо предоставлять «документы, имеющие отношение к проверке», пусть конкретизируют.
Не оставлять проверяющих без внимания и полного контроля. Записывать на диктофон, бумагу все их действия, слова, и.т.д.
Обследование (МВД) проводится лишь в случае, если сотрудники обладают объективными, достоверными сведениями о совершенном, совершаемом или планируемом преступлении.
Осмотр помещений, ящиков, шкафов, личных вещей, изъятие чего бы то ни было происходит только после предъявления распоряжения (его форму содержит приказ МВД РФ № 249 от 30.03.2010 г.) распоряжение должно содержать номер и дату, а также данные лица, назначающего мероприятие (имя, должность, звание). Приказом утвержден точный перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных назначать обследование, а также точное описание характерных признаков того, что ищут. Если такового нет – делайте отметку в протоколе обыска и выемки о том, что Вам не объяснили, что ищут и почему изымают именно эти имущество и документы.
Осмотр производится в присутствии двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. Не вправе приводить понятых с собой или назначить их из числа сотрудников проверяемой организации. Законом запрещено проведение обследования в ночное время.
Обыск в жилом помещении – только на основании постановления суда. Вам его должны вручить для ознакомления. Соглашайтесь на производство обыска лишь после внимательного прочтения. А вдруг там не Ваш адрес? А вдруг там не Ваша фамилия? А вдруг там ещё какие неточности?
Любое общение с правоохранительными органами должно фиксироваться.
Требуйте составления протокола опроса, допроса, беседы, чего угодно.
- Не старайтесь извиниться перед сотрудником, не старайтесь вести себя вызывающе. Старайтесь вести себя ровно и уверенно.
- Не пытайтесь объяснять больше, чем Вас спрашивают. Вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными.
Если Вы не поняли вопрос, или вопрос слишком общий и на него не ответишь 2-3 фразами, попросите уточнить вопрос. Уточняйте до тех пор, пока не будет задан конкретный.
- Если Вы не хотите отвечать на вопрос, можете указать, что по Вашему мнению, данный вопрос касается Вас лично, следовательно Вы ссылаетесь на свидетельский иммунитет. Т.е. имеете право отказаться свидетельствовать против себя и своих близких. Ст. 51 конституции РФ.
- Если одновременно с Вами разговаривают двое и больше сотрудников, требуйте внесения в протокол данных всех участвующих в разговоре. Если отказываются давать данные, смело отказывайтесь разговаривать.
Если вне отдела с Вами пытаются «поговорить» - смело отказывайтесь разговаривать и начинайте вызывать 02. Пусть приедет ППС и примут от Вас заявление на этих сотрудников – что они пришли, стали задавать вопросы по деяниям, которые Вы не совершали, отказываются представляться и объяснять, почему Вы должны выполнять их требования.
надо ЗАПОМНИТЬ:
- любое общение с сотрудником правоохранительных органов должно фиксироваться протоколом. Понятия «беседа» нет в уголовном процессуальном кодексе.
- Вы имеете право знать, почему к Вам возник интерес.
- если к Вам пришли, то не просто так и они готовы к разговору, Вы нет. Все что Вы скажете, будет ОБЯЗАТЕЛЬНО использовано против Вас. Поэтому все фиксируйте на бумаге.
- любое требование сотрудника должно быть мотивированным и конкретизированным.
- документы предоставлять Вы будете после того, как Вам дадут копию требования с конкретизированным перечнем необходимых документов.
- Вы имеете право на свидетельский иммунитет.
Прокурор имеет право:
Глава 1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Статья 22. Полномочия прокурора
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 26. Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Статья 27. Полномочия прокурора
1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Таким образом, основные полномочия прокурора – работа с организациями. К членам Системы это отношение не имеет.
Но если Вас все-таки вызвали – тогда стандартная процедура, аналогичная общению с полицейскими- протокол, объяснения, если вопросы не нравятся – отказ в даче показаний против себя.
Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Эта глава к Системе вообще не имеет отношения.
Таким образом: прокуратура ВООБЩЕ не работает с гражданами по вопросам их личной жизни.
А в организации члены Системы не состоят.
ПРАВА ПОЛИЦИИ (выдержки из закона)
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, …
3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам …получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии)…;
4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать по мотивированному запросу от граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи срасследуемыми уголовными делами а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, проверке заявлений и сообщений о преступлениях;
…
10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом,
13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14настоящего Федерального закона;
Статья 14. Задержание
2. Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации;
3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.
5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.
14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.
16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.
Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:
1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения,
2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
Таким образом – права есть, только все они реализуются МОТИВИРОВАННО.
Просто так – не имеют право.
Любое действие – фиксируется.
Не хотят – настаивайте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий