понедельник, 24 октября 2011 г.

Интервью Сергея Мавроди


1. На ваш взгляд, должен ли Михаил Ходорковский сидеть в тюрьме? В принципе, как вы к нему относитесь – как к мученику или как к преступнику?

Да. Должен. И чем дольше − тем лучше. Лучше всего вообще пожизненно. Таково моё мнение. И я его, собственно, никогда не скрывал и скрывать не собираюсь.

Как я уже ранее неоднократно говорил, я сидел в одной камере с киллерами мэра Нефтеюганска Петухова, и у меня от общения с ними сложилось твёрдое убеждение, что всё это правда. Что людей действительно заказывали и убивали. Мне не нравятся, когда людей заказывают и убивают. Кому-то это, может, и всё равно («главное, что демократ!.. что против режима!..»), но вот мне − не нравится. Почему-то. Я достаточно ясно выражаюсь?

И ещё. Процесс Ходорковского это вовсе не борьба добра и зла, как это часто пытаются представить. Это страшное борется с ужасным. Это борются два дракона. Точнее, один уже дожирает другого. Да, дело политическое, грязное, заказное. Да, доводы следствия неубедительны, прокуроры косноязычны, судьи плюют на законы. Дракон-государство ужасен. Ну, и что? Что?! Из этого автоматически следует, что противник его − рыцарь Ланселот в белоснежных одеждах? Без страха и упрёка? Вовсе нет. Противник его − такой же точно дракон, только оказавшийся слабее. Зарвался, заигрался, не рассчитал своих сил. Решил, что ему вообще всё дозволено. Обычная история. Повторяющаяся на протяжении веков из раза в раз с завидным постоянством. Так что закончим на этом. Никакой он не мученик. Он преступник. Рядящийся ещё к тому же в одежды мученика. Чтобы спастись. Что совсем уж отвратительно. Держался бы хоть достойно! Слякоть.

2. Что, по-вашему, надо изменить в российской экономике?

А в России разве есть экономика? Для меня это новость. Ну, и что же она производит, интересно, эта российская экономика? Кроме как полезные ископаемые на Запад ударными темпами гонит? Ё-мобили? (Очень точное название, кстати. Подсознание. По Фрейду!)

3. На экономику какой страны похожа экономика России?

На экономику любой банановой республики. Только наши бананы − нефть и газ. Урожай бананов (высокие цены на нефть и газ) − мы радуемся, поём песни, бьём себя в грудь и пляшем вокруг костров; неурожай (низкие) − скорбим, плачем и рыдаем и посыпаем себе головы пеплом. Вот и вся наша «экономика».

4. Кого вы считаете сейчас самым талантливым бизнесменом России? И почему?

Себя. Естественно. А кого же ещё? Нет? Ну, добейтесь тогда того же, что и я: треть бюджета страны всего за полгода, 15 млн.вкладчиков и пр. и пр. − а потом поговорим.

Только не − «самым». Единственным! Больше у нас бизнесменов нет вообще. (Ну, крупных, по крайней мере.) Остальные − назначенцы. Бездарные и бесталанные совершенно, что само собой разумеется. Ибо назначенцы не могут быть талантливыми по определению. От них совсем другие качества требуются. При назначении. Не − таланты. Отнюдь.

5. Надо ли сажать за финансовые преступления? За какие? А за какие не надо?

Сажать надо за любые преступления. В том числе и финансовые. И наказание должно быть − жёстким и неотвратимым. Безнаказанность − недопустима. Это основа основ. В нынешней же ситуации тотальной коррупции и воровства повсеместного наказание за экономические преступления должно быть особенно жёстким.

А все эти идеи штрафов − полный бред и детский лепет на лужайке. Этак и все воровать начнут. (Хотя у нас и так все воруют.) В надежде в крайнем случае откупиться. Штрафик заплатить.

6. Гибель Магнитского и Трифоновой можно ли рассматривать как пытки? Ведь люди были серьезно больны, когда находились в тюрьме? У вас врожденный порок сердца. Когда вы сидели, для вас были какие-то специальные условия? Как-то в принципе упоминалась ваша болезнь?

Нет. Как пытки их рассматривать нельзя. Всё ещё хуже. Обстоит. Полное и абсолютное равнодушие всех и вся. Хочешь подыхай, хочешь нет. Всем всё равно. Зла тебе никто не желает, но и добра − тоже. Всем на тебя попросту глубоко наплевать. Увы, но таковы реалии.

Касательно лично меня. Я сидел на спецблоке, там с медицинским обслуживанием более-менее. Ежедневный обход врача, таблетки даже какие-то у него есть. Никаких специальных условий у меня, конечно же, не было. Но зато мне разрешили передавать с воли лекарства от подагры, хотя у меня не было никаких подтверждающих мою болезнь документов. Анализов, там, всяких и пр. (Ну, розыски же сплошные. Под другими именами приходилось лечиться. Какие тут, на хрен, анализы!) Но это не потому, опять же, что тюремные власти у нас такие гуманные и заботливые, а потому только, что им проблемы лишние не нужны были. Всё же личность я довольно известная − а вдруг, чего доброго, до суда не доживу? На фиг им, скажите на милость, головняки все эти? Проще лекарство передавать разрешить.

7. Как вы относитесь к Бернарду Мэдоффу?

Да никак. По фигу он мне. Пусть проигравший плачет.

8. Как вы относитесь к состоянию европейской финансовой системы и евро?

Мне не нравится мировая финансовая система. Европейская − в том числе. Я считаю, что она глубоко порочна и несправедлива. Я не понимаю, почему человек, управляющий вашими деньгами (банкир тот же), должен жить лучше, чем вы сами? Как вообще такое возможно? Это же абсурд! Нонсенс.

9. Может ли вы как-то доказать, что в результате вашей новой пирамиды большинство людей не потеряют свои деньги? Сколько человек уже готовы участвовать? Зачем вам вообще все это надо, если вы деньги на этом не зарабатываете? И в принципе, можете рассказать об этой пирамиде – почему человек должен туда нести деньги?

Как почему? Да потому что там 20% в месяц платят! (В девять раз за год денежки ваши вырастут. Ну, могут вырасти, так скажем. А то ведь − обвинят. «Обещания!!!») А пенсионерам, инвалидам и многодетным матерям − так и вообще по 30%! (В двадцать три с половиной, соответственно.) Ясно, почему. Какие ещё причины требуются?

Только не − «должен», разумеется. Никто в моей «пирамиде» никому ничего не должен. Всё − абсолютно добровольно. Хочешь − неси, хочешь − нет. Продолжай себе и дальше в Сбербанке РФ 6% годовых свои получать. Зато − всё «честно» и «надёжно»! (А почему, кстати, любой банк берёт деньги под один процент, а выдаёт − под совсем другой уже? Больший? Гораздо больший, причём! Это как? Честно? Возвращаясь к вопросу мировой финансовой системы.)

10. На ваш взгляд, какие из ныне существующих успешных проектов выстроены по системе пирамиды?
Назовите сначала хоть один российский успешный проект. Существующий. Кроме как распил бюджета. Который тоже, кстати сказать, выстроен по системе пирамиды. Наверху!.. ниже… ниже…

11. Как вы относитесь к деньгам? Насколько они вообще нужны? Можно ли представить безденежное общество? На что вы тратили заработанные деньги? Вы говорили в нескольких интервью, что практически ничего не покупали – тогда зачем вы вообще их зарабатывали?

К деньгам я равнодушен. Насколько к ним вообще можно быть равнодушным. (Всё-таки в минимальных хотя бы количествах они необходимы. Есть-пить-то надо.)

Насчёт безденежного общества − нет, разумеется. По крайней мере, на данном этапе его развития. Можно, конечно, их как-то по-другому назвать, но суть дела от этого не изменится. Пока деньги − нужны.

Я на что тратил? Да ни на что практически. На жизнь только.

Касательно «зарабатывал» − а я и не зарабатывал ничего. Всё это были деньги вкладчиков. Я ими всего лишь управлял. Все сейчас ахают и удивляются: как же это Вы, Сергей Пантелеевич, остались совсем без денег?! (Типа, ну какой же Вы дурак.) Не понимая даже, что они говорят. «Как же это Вы, Сергей Пантелеевич, могли украсть и не украли?» Да вот так уж, как это для Вас ни удивительно. Вы-то бы своего не упустили. Правда ведь?

12. Вы считаете себя своего рода проповедником или, может быть, мессией?

Да. Безусловно. Я хочу изменить мир. И я его изменю.

13. Кого бы вы назначили министром финансов?

По всей видимости, мне бы самому придётся выполнять его функции.

14. Надо ли брать кредиты? Если надо, то когда, как и какие?

В принципе − не надо. Но разные бывают ситуации. Мир так подло устроен, что человека загоняют в угол. Все эти, мать их, высоколобые и многомудрые финансисты-экономисты. Такие все честные из себя и порядочные. И ему − приходится. Брать. Лезть в кабалу. Скажем, молодая семья. Как им иначе купить квартиру? Что толку говорить: «не надо», если человеку по-другому зачастую просто нельзя? В справедливом и гуманном современном обществе. Это неправильно всё. Всё это будет разрушено. До основания! И на обломках построено новое.

15. Как вы относитесь к жизни в долг? А к долгам? Вы обещали когда-то расплатиться с вкладчиками МММ, чем это закончилось? Одалживали ли вы когда-нибудь деньги, и что потом происходило? Можно ли давать в долг друзьям? И соответственно брать в долг у друзей?

К жизни в долг и вообще к долгам я отношусь крайне негативно. Касательно вкладчиков и пр. − надоело объяснять. И ничего ещё не закончилось! Всё только начинается. Мне не дают заниматься акциями Газпрома? Хорошо. Я расплачусь при помощи МММ-2011. (Не сразу, правда. С течением времени. Сразу вешать на Систему дополнительную нагрузку − самоубийственно. Когда разгонится.) И никто мне не помешает. Я всегда держу свои обещания, к слову сказать. Иное дело, что обычно я их просто не даю. Но уж если даю, то − держу. Всегда.

Естественно, одалживал. Как и все. (Давно, правда, это было.) И ничем хорошим это никогда не кончалось. Давать в долг друзьям (или брать в долг у них) − это испытывать дружбу на прочность. Стоит ли?

16. Как жить так, чтобы не думать о деньгах?

К этому надо придти. Советовать − бесполезно. И вообще это надо − «вместить». (Говоря библейским слогом.) Не каждому дано. Да и незачем, наверное. Каждому Бог даёт ношу − по силам. Если вам это чуждо, значит, вам это и не надо.

17. Куда бы вы вложили свои личные деньги? Акции какой компании купили бы?

Да не нужны мне личные деньги! В таких количествах, чтобы морочиться − куда их «вкладывать». Впрочем, акции никакие я бы уж точно покупать не стал. Слишком хорошо я знаю их истинную цену. Всех этих «ценных» бумаг. Так называемых.

Вальтер Нернст, один из основателей термодинамики, разводил карпов. Когда у него поинтересовались причиной столь странного увлечения («Почему бы Вам не разводить что-нибудь более традиционное? К примеру, кроликов? Или кур?»), он ответил: «Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство». Так же и я. Покупать акции − содержать за свой счёт всех этих брокеров-трейдеров. И прочих!.. финансистов.

18. Как вы оцениваете бизнес-потенциал сети интернет?

Неисчерпаемый. Практически. Как мировой вакуум. И это − хорошо. Без Интернета мне было бы сделать всё несколько сложнее.

19. По сути в 90-е вы могли начать такой же бизнес, который начал Абрамович. И собственно сейчас быть одним из российских олигархов. Вы можете представить, что такой сценарий мог бы быть?

Нет. Не могу. Не мог я стать «одним из российских олигархов». Никогда и ни при каких обстоятельствах. По целому ряду причин. Совершенно, на мой взгляд, очевидных. Лень даже объяснять.

И какой же это «бизнес» начал Абрамович? Поясните?

20. В то же время другой ваш путь мог бы быть в математику. И вы ассоциируетесь в какой-то степени с Григорием Перельманом, который доказывает теоремы, отказывается от миллионов, и зациклен, по сути, только на математике. У вас сейчас два вида деятельности – творчество и МММ. Будь вы на месте Перельмана, вы бы отказались от миллиона? И вообще как вы к нему относитесь?

К кому? К миллиону или к Перельману? К миллиону − хорошо, а к Перельману − никак. Почему он отказался, кстати, мне не совсем понятно. Раз предлагают − почему бы и не взять? Все так этим восхищаются − а почему, собственно? Чем тут восхищаться? Сам факт, судя по всему, всех изумляет. Человеку предложили миллион, а он не взял! Впрочем, возможно, у него и есть свои мотивы, но мне они неизвестны.

И слова «зациклен» я не понимаю. Да я занимаюсь сейчас творчеством и МММ. Мне это интересно. (В какой-то степени.) Но что значит «зациклен»? Каждый ведь чем-то занимается? Это же нормально?

21. Вы каким-то образом участвуете в создании фильма «ПираМММида» (кроме того, что являетесь главным героем)? Вы выступали консультантом фильма? Вам льстит, что о вас снимают фильм?

Нет. Не участвую. И не льстит мне это. Тем более, что фильм дебильный совершенно. Сказочка-с. На тему МММ. Придуманная людьми, от всего этого абсолютно далёкими.

В принципе фильм снимался по моей книге «Пирамида», и я даже сценарий написал. Но потом его переделали. Подогнали под законы жанра. Драйв!.. экшн!.. и пр. и пр. В результате всё превратилось в обычный российский бред. «МММ капут!» Продюсеры-то те же.

22. Вы можете представить, что сейчас было бы, если бы в свое время вам удалось победить Кремль и, допустим, стать президентом России?

Если бы я хотел стать президентом тогда, я бы стал им. Это было очень просто. При 15-и миллионах вкладчиках. Референдум о доверии властям − вот и всё. Миллион подписей я за неделю собирал. Да быстрее даже! Но я − не хотел. Я вообще глубоко чуждый политике человек. Абсолютно непубличный. Мне это всё − неинтересно.

23. Как вы думаете, почему вам так доверяют люди? И доверяют ли до сих пор?

Потому что за мной стоят дела. Реальные! И все это понимают. А кто ещё может про себя такое сказать?

24. Если бы была возможность прожить жизнь сначала, чтобы вы изменили, чтобы не стали делать?

Жизнь − всегда сначала.

25. Вы просили прощения у своих вкладчиков?

Не прощения надо просить, а дело делать! Обещания выполнять. Я и выполняю. Создаю МММ-2011. Чтобы и расплатиться. В том числе.

26. Каков «портрет» человека, который вкладывает деньги в пирамиду? Есть ли у него какие-то характеристики? Или это может быть кто угодно?

Посмотритесь в зеркало. Узнаёте?

Комментариев нет:

Отправить комментарий